Проблемы предметизации документов в ГУНБ Красноярского края.

Качаева Маргарита Денисовна,
Зав. отделом обработки литературы и организации каталогов

Функции библиотеки претерпевают серьезные изменения под воздействием электронной системы информационных коммуникаций. Кардинально меняется ситуация в сфере обработки литературы и каталогизации. Интенсивность изменений диктуется тем огромным значением, в котором информация становится главным товаром, ресурсом и инструментом одновременно.

Библиотекари уже определяют себя не как хранителей и пропагандистов книги, а как навигаторов в море информации.
Наличие в 1993 году в отделе обработки ГУНБ Красноярского края уже одного компьютера позволило начать формирование базы данных электронного каталога по системе АС-Библиотека поступающих в библиотеку изданий. Постепенно возможности системы АС-Библиотека исчерпали себя, и был внедрен новый программно-технический комплекс АС-Библиотека-2, который позволил качественно улучшить процесс формирования электронного каталога. Следующим шагом было создание единой сети библиотеки.

Сегодня в отделе обработки литературы и организации каталогов четыре компьютера, за которыми работают шесть библиотекарей. На сегодняшний день объем базы данных ЭК составляет около 145 тысяч записей.

Увеличившийся объем аудиовизуальных изданий, поступающих в библиотеку, способствовал принятию решения о создании отдельного электронного каталога аудиовизуальных документов. Объем этого каталога составляет 170 записей.

ЭК является одной из основных баз данных библиотеки и представляет наибольший интерес при работе в сети. От качества ЭК и его полноты в конечном итоге зависит качество обслуживания пользователей библиотеки.

Приступая к созданию ЭК, не представляли, что главной проблемой всего процесса станет обеспечение тематического (предметного) поиска (по предметным рубрикам или ключевым словам).

Из-за отсутствия опыта работы с предметными рубриками (ПР) вначале брали ПР с карточек ВКП. Но с прекращением поступления карточек систематизаторам пришлось осваивать формирование ПР. Усложняло процесс формирования ПР отсутствие традиционного опыта предметизации, новых методик предметизации с учетом компьютерных технологий.

Нами было принято решение о разработке методики предметизации в нашей библиотеке на основе существующих традиционных методик предметизации документов для предметных каталогов и рекомендаций по предметизации РНБ в Авторитетно-нормативном файле ПР, в RUSMARCe, который является примером для составления библиографического описания в ЭК. Нами были проработаны имеющиеся материалы, составлено методическое руководство "Методика предметизации документов".

Итогом проделанной работы стал семинар-тренинг "Основные принципы и методики предметизации документов в базах данных библиотеки". Семинар-тренинг проходил два дня. Первый день был посвящен обзору публикаций по теме электронной предметизации документов. Второй день - рассмотрение методики предметизации на примерах. Были рассмотрены требования к ПР, виды ПР, грамматика языка ПР, отдельно заголовок и подзаголовок ПР. Участникам семинара были предложены задания по самостоятельному формированию ПР по заданным темам. Затем проходило общее обсуждение.

Язык ПР предполагает наличие списка ПР в электронной форме, методик предметизации, авторитетного контроля правильности формирования ПР на основе методики предметизации. Справочник ПР в базе данных насчитывает около 46 тысяч записей. Он постоянно пополняется и редактируется. Возможность создания справочника появилась в связи с переходом на АС-Библиотека-2 в 2000 году. До этого времени ПР вводились прямо в базу данных.

Практика координатного индексирования ключевыми словами используется и в нашей библиотеке. Но мы считаем, что универсальные фонды нашей библиотеки нельзя раскрыть с помощью только ключевых слов. Так как ПР имеют значительное преимущество - полноту раскрытия содержания. Когда в библиографической записи сочетаются различные темы, по ключевым словам невозможно отразить всю полноту информации, а ПР это позволяют.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>