Классификационные и предметизационные решения в работе каталогизатора

Перевозчикова Капиталина Викторовна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры технологии документальных
коммуникаций Кемеровского государственного
университета культуры и искусств

В последние годы электронные каталоги становятся объективной реальностью библиотек. Осваивая и внедряя электронную каталогизацию, библиотекари уделяют большое внимание повышению своей так называемой компьютерной грамотности, что подразумевает как овладение навыками работы оператора персонального компьютера, так и изучение программного обеспечения электронных каталогов. При этом библиотекари иногда забывают, что основу каталогизации всегда составляли и будут составлять сложные интеллектуальные процессы, связанные с отбором библиографических сведений для характеристики документа и с его индексированием для формирования библиографической записи в электронном каталоге.

Как известно, различаются следующие виды индексирования документов: координатное индексирование, предметизация, систематизация. Все они находят проявление в электронной каталогизации, так как модуль "Каталогизация" разрабатывается на основе международных форматов для обмена библиографическими данными и предусматривает для формирования библиографической записи самостоятельные поля "Классификационный индекс", "Предметная рубрика", "Ключевые слова". Иногда они называются по-другому - "индекс", "рубрика", "подрубрики" и т. п., но суть остается та же.

Координатное индексирование предполагает отражение содержания документа с помощью ключевых слов на естественном языке с небольшой степенью формализации. При этом координатное индексирование, с одной стороны, имеет самостоятельное значение в электронной каталогизации, так как предполагает запись ключевых слов в соответствующем поле "Ключевые слова". С другой стороны, прежде чем отразить содержание документа с помощью классификационного индекса или предметной рубрики, библиотекарю приходится опираться на ключевые слова, отражающие это содержание.

Систематизация предполагает отражение содержания документа с помощью классификационных индексов, зафиксированных в специально разработанных таблицах классификации, например, в таблицах Библиотечно-библиографической классификации (ББК), различные варианты которой повсеместно используют в своей работе уже несколько поколений российских библиотекарей. Систематизация документов лежит в основе создания систематического каталога - главного звена в справочно-поисковом аппарате большинства библиотек.

Предметизация предполагает отражение содержания документа с помощью предметных рубрик, представленных на естественном языке. Предметные рубрики зафиксированы в различных словарях предметных рубрик преимущественно отраслевой или тематической направленности. Разработанный в РНБ Авторитетный файл предметных рубрик универсального характера пока лишь робко осваивается каталогизаторами, поскольку традиционные карточные предметные каталоги не имели в свое время такого широкого распространения, как систематические каталоги. Робость каталогизатора в данном случае объясняется тем, что ему при каталогизации одного и того же документа приходится практически одновременно и систематизировать, и предметизировать содержание этого документа. Иными словами, содержание индексируемого документа нужно выразить и с помощью классификационного индекса, и с помощью предметной рубрики. Таким образом, опытный систематизатор выступает одновременно в роли начинающего предметизатора, каждое предметизационное решение которого принимается методом "проб и ошибок". В их основе лежит принципиальное отличие профессионального мышления систематизатора от профессионального мышления предметизатора. Систематизатор, определяя смысловое содержание документа, всегда пытается ответить на вопрос: "К какому разделу таблиц классификации следует отнести документ?" или "Где (в каком отделе) документного фонда должен находиться документ?". Иными словами, систематизатор ищет ответ на вопросы "Куда?", "Где?". В аналогичной ситуации, определяя предметное содержание документа, предметизатор пытается ответить на вопросы: "Что содержится в документе?", "О чем говорится в документе?". Иными словами, предметизатор ищет ответ на вопросы "Что?", "О чем?". Таким образом, систематизатор и предметизатор в своей профессиональной деятельности мыслят разными категориями и по-разному принимают классификационные и предметизационные решения.

В практике работы небольших библиотек один и тот же специалист - каталогизатор практически одновременно осуществляет и систематизацию, и предметизацию одного и того же документа, т.е. одновременно принимает и классификационное, и предметизационное решение. Когда эти два типа вопросов, принципиально отличающиеся друг от друга, сталкиваются в голове каталогизатора, нетрудно догадаться о том, на какие вопросы охотнее, быстрее, а главное, правильнее, ответит каталогизатор. Ответить на вопрос "Куда?" поможет известная ему вдоль и поперек ББК, где можно найти раздел классификации или классификационный индекс, точно отражающий содержание документа. Ответ на вопрос "Что?" каталогизатор пытается найти в … опять в той же ББК. При этом его рассуждение строится примерно следующим образом: "Классификационный индекс выражается с помощью комбинации цифр, букв, специальных символов, а предметная рубрика выражается с помощью слов естественного (в нашем случае, русского) языка. Значит, словесное выражение классификационного индекса - это и есть предметная рубрика". Это распространенное заблуждение каталогизатора влечет за собой многочисленные методические и технические ошибки, допускаемые при электронной каталогизации.

Важно понять, что хотя предметная рубрика и выражается на естественном языке, она в то же время является лексической единицей искусственного информационно-поискового языка предметизационного типа, который строится по определенным правилам, соответствует определенным требованиям. Знание этих правил и требований избавит нас от таких, например, неверно составленных предметных рубрик, где
_______- мирно сосуществуют практика и теория ("Архивное дело. Архивоведение");
_______- из-за отсутствия запятой искажается смысл ("Гигиена кожи ногтей и волос");
_______- аспект содержания ставится впереди предмета содержания ("История "Кузбассэнерго");
_______- невозможно определить, о городе или человеке идет речь ("История Березовского");
_______- неясен предмет ("Материалы для учителя");
_______- дается незнакомый массовому пользователю термин без уточнения ("Нанотехнология");
_______- не определена принадлежность к партии или стране ("Генеральные секретари", "Выборы Президента").

Это далеко не полный перечень часто встречающихся ошибок в определении предметного содержания документа и в формулировке предметных рубрик. Избежать этого современному каталогизатору позволит лишь глубокое знание лингвистических основ языка предметных рубрик, а также теории, методики и практики предметизации.

 

<Назад>____________<Вперед>____________<Содержание>____________<На главную>